«Ақмола облысы білім басқармасының Степногорск қаласы бойынша білім бөлімі Степногорск қаласының Ыбырай Алтынсарин атындағы № 1 жалпы орта білім беретін мектебі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі
«Общеобразовательная школа №1 имени Ыбырая Алтынсарина города Степногорск отдела образования по городу Степногорск управления образования Акмолинской области».

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Отчет психолога 2017

01.07.2017

Аналитический отчет

о работе педагога-психолога  Петровой Алины Викторовны

ГУ «Средняя школа № 1 им. Н. Островского»

2016-2017

учебный год

 

 

Петрова А.В., педагог-психолог, образование

высшее, категория высшая, стаж работы 23 года

 

 

Цель работы: психологическое сопровождение участников

образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для

полноценного психического развития учащихся и формирования их личности, для

создания психологического комфорта всех участников образовательного процесса

 

Поставленные задачи:

  1. Обеспечение
  2. психологических условий, необходимых для развития полноценного
  3. психического здоровья
  4. Выявление
  5. причин неуспеваемости
  6. Анализ
  7. динамики развития познавательных процессов и способностей
  8. Анализ
  9. проблем личностного развития: конфликтность, агрессивность, эмоциональные
  10. проблемы, дезадаптация
  11. Психологическое
  12. сопровождение и помощь учащимся 8-10 классов в профессиональном
  13. самоопределении
  14. Психологическое
  15. сопровождение и помощь учащимся 9-11 классов при подготовке к экзаменам
  16. Повышение
  17. психологической грамотности всех участников образовательного процесса

 

Для решения профессиональных задач и

достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году

работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое,

коррекционно-развивающее, просветительское, экспертное  и методическое, в соответствии с

перспективным планом работы.

 

Статистический отчет

В ГУ «Средняя

школа № 1 им. Н. Островского»  количество

1 классов – 1, 2 классов – 2, 3 классов – 2 (1 – специальный, программа ЗПР), 4

классов – 1;

5 классов – 2, 6

классов – 1, количество 8 классов – 1, количество 9 классов – 1, количество 10

классов – 1, 11 классов - 1.

Общее количество

учащихся в 1-11 классах – 324, из них в 1-4 классах – 132 чел., в 5- 9 классах

-160 чел., в 10-11 классах - 32 человека, есть класс предшкольной подготовки.

 

Количество

проведенных мероприятий за прошедший учебный год:

Учащиеся 1-11 классов

(кол-во мероприятий)

Педагоги (кол-во мероприятий)

Родители

(кол-во мероприятий)

Консультации

105

15

63

Просвещение

51

11

14

Коррекционно-развивающая

работа

Индивид.

Групповое

Индивид.

Групповое

Индивид.

Групповое

84

36

7

3

17

4

Диагностика

Индивид.

Групповое

Индивид.

Групповое

Индивид.

Групповое

56

24

5

4

21

9

Экспертная

работа

ПМПК

ЦГБ,

ГОВД, ГВК

МО,

ПМПк, педсоветы

Семинары,

открытые меропр.

Инд

по запросу, направл.

Собрания,

тем. конс. по запросу

28

31

8

3

29

12/9

 

Консультативное

направление

За прошедший

период было проведено 105 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а

также 15 – для педагогов школы, и 63 консультации для родителей учащихся.

Процесс

консультирования обычно проходит в два этапа:

а) первичное

консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется

запрос;

б) повторное

консультирование – для получения более объективной информации с помощью

диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме

того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком

и способам преодоления трудностей.

Повторные

консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили

системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с

ребенком и уточнялись рекомендации.

В связи с тем, что

основной контингент консультируемых – это дети младшего школьного и подросткового

возраста, большинство запросов связаны с проблемами развития, профессионального

самоопределения и межличностного общения. В целом все запросы можно разделить

на:

  1. индивидуальные
  2. особенности развития и обучения
  3. трудности в
  4. общении со сверстниками
  5. эмоционально-поведенческие
  6. трудности (агрессивность, тревожность, демонстративность и т.п.)
  7. проблемы в
  8. детско-родительских отношениях
  9. трудности в
  10. профессиональном самоопределении
  11. трудности
  12. обучения
  13. консультации
  14. по результатам групповой диагностики

 

В процессе

консультирования решались следующие задачи:

  1. прояснение
  2. и уточнение запроса;
  3. сбор
  4. психологического анамнеза для установления возможных причин нарушений;
  5. диагностика
  6. нарушений и / или особенностей развития;
  7. рекомендации
  8. учащимся, а также педагогам и родителям по вопросам развития, коррекции воспитания
  9. и устранения нарушений;
  10. составление
  11. плана дальнейшей работы по запросу.

Выводы. В целом

можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была

достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи

консультативной деятельности. Однако часть консультаций носили разовый

характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью

клиентов на дальнейшую работу, следует учитывать важность проведенной

консультативной работой, во время которой необходимо донести до клиентов

важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать

и определять причины сложившейся ситуации, также уделять больше внимания

мотивированию клиентов на более глубокую работу.

Также стоит

обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны учителей.

В будущем году необходимо по возможности усилить совместное взаимодействие психолог-педагог

с родителями учащихся.

 

Диагностическое

направление.

В течение года

диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с

целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного

развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей

деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках

проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:

  1. Диагностика
  2. готовности к школьному обучению (скрининг Е. Екжановой и М. Семаго)
  3. Диагностика
  4. эмоционального состояния учащихся (цветовой тест Люшера и модиф.)
  5. Диагностика
  6. скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест
  7. Тулуз-Пьерона, Шульте, интеллектуальной лабильности)
  8. Диагностика
  9. интеллекта (тест Амтхауэра, Вернона, ГИТ Дж.Ваны)
  10. Диагностика
  11. уровня развития визуального мышления (прогрессивные матрицы Равена)
  12. Социометрия
  13. и референтометрия
  14. Диагностика
  15. суицидальной направленности, компьютерная диагностика психического
  16. здоровья (по запросу прокуратуры)
  17. Диагностика
  18. профессиональных интересов и склонностей (методики «ДДО» Е.А. Климова, Голланда,
  19. «Системный выбор профессии»)

В процессе

консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика,

в основном с использованием проективных методов, диагностических интервью,

беседы и наблюдения.

Для проведения

психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик,

которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать

трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать

дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по

преодолению трудностей.

Выводы. Оценивая

проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в

распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют

достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у

клиентов. Рекомендовано шире использовать компьютерные батареи диагностических

методик, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических

методов для более эффективной диагностики.

 

Коррекционно-развивающее

направление

За прошедший

период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 и 5-11 классов,

направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной

адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и

коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 36 групповых коррекционно-развивающих

занятий. Основной контингент – учащиеся 3-4 классов. В 9, 11 классах

коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме,

кроме групповых тематических занятий по психологической подготовке к экзаменам,

ВОУД и ЕНТ. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6 и 8 классов.

Проведено 84 индивидуальных занятия.

Основная тематика

коррекционно-развивающих занятий:

  • развитие
  • внимания
  • коррекция
  • эмоционального состояния
  • работа со
  • стрессовыми состояниями
  • работа с
  • агрессией
  • развитие
  • коммуникативных навыков

Коррекционно-развивающую

работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по

динамике. Следует обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9-10

классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими

проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность»

учащихся в связи с подготовкой к экзаменам

Выводы.

Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать

достаточно успешной. Однако,  она выявила

некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности,

определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования

развивающего направления деятельности.

В будущем году

необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой

работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы

коррекционно-развивающей работы.

 

Психологическое

просвещение.

Данное направление

деятельности реализовывалось в следующих формах.

1) Проведение

тематических классных часов для учащихся 5-10 классов.

Цель данных

мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в

интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа

расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении

возможности преодоления имеющихся трудностей.

Основные темы

классных часов:

  1. Стратегии
  2. поведения в конфликте, правила безопасности
  3. Психология
  4. общения. Основы безопасности виртуального общения
  5. Психология
  6. влияния и психология рекламы – оставаться собой
  7. Самопрезентация,
  8. как добиваться успеха
  9. Психологическая
  10. подготовка к экзаменам
  11. Способы
  12. снятия стресса
  13. Мир труда и
  14. профессий

В связи с тем, что

были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о

проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в

индивидуальных консультациях и участии в развивающих занятиях, данное

направление деятельности можно считать очень эффективным.

2) Выступления на

родительских собраниях.

Всего было

проведено 12 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и

общегородское (3) и классные родительские собрания (9).

Темы проведенных

выступлений: «Готовность малышей и их родителей к обучению в школе», «Психологические

особенности возрастных периодов», «Мир мальчиков и девочек», «Трудные дети?», «Психологическая

безопасность детей», «Самоопределение подростков и особенности выбора профессии»

и «Уберечь от беды: «группы смерти» в социальных сетях».

В целом все

выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных

руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских

собраний родители обращались за консультационной помощью.

3)

Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и

родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.

Задачами данного

вида просветительской деятельности является:

1) повышение

психологической грамотности;

 2) осознание педагогами и родителями своей

роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;

3) побуждение

взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4)

мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.

В целом реализацию

данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и

родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей

работе над проблемами.

4) Выступления на педагогическом

совете, городском интерактивном семинаре-коучинге «Особенности инклюзивного

образования: проблемы и решения», на методическом объединении учителей

начальных классов и классных руководителей.

Темы выступлений «Трудные»

дети: методы и формы помощи», «Обучение детей с ОВЗ – психологические аспекты».

Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической

грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендациями по работе с детьми,

имеющими разные типы нарушений

5) Групповые и

индивидуальные консультации с участием тьюторов учебных заведений, экскурсий

для учащихся 9-11 классов по вопросам профессионального самоопределения и

подбору учебных заведений.

Выводы. Реализацию

деятельности по психологическому просвещению можно считать качественной и

успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты:

полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также

совершенствование способов подачи информации.

 

Методическая

работа.

Методическая

работа осуществлялась по следующим направлениям:

  1. Разработка
  2. развивающих, коррекционных и просветительских программ.

Результатами

методической работы за этот год стали:

а)

подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ;

 б) составление программ для групповой и

индивидуальной коррекционно-развивающей работы;

в)

разработка классных часов для учащихся;

г)

разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;

д)

создание базы диагностических методик.

  1. Обработка и
  2. анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся,
  3. педагогов и родителей
  4. Анализ
  5. литературы по проблемам развития и воспитания детей
  6. Оформление
  7. документации педагога-психолога
  8. Посещение
  9. конференций и семинаров в целях самообразования

Выводы.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно

продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности

доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей

участников образовательного процесса.

Кроме того,

необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с

педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

 

Экспертная

работа

Неотъемлемой частью сопровождения

ребенка в школе является школьный ПМПк. За истекший период 2016-2017 учебного

года было проведено 5 заседаний, направленных на оказание помощи педагогам и

родителям при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также при

работе с обучающимися, находящимися на новой ступени обучения (1,5 классы).

Рассматриваются вопросы о необходимости консультирования и медицинского

сопровождения детей с особыми потребностями развития у специалистов смежного

профиля.

На школьном ПМПк рассматриваются

персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, вопросы

выполнения рекомендаций городского ПМПК, осуществляется сопровождение детей с

ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной

отсталостью и ЗПР), динамика в развитии учащихся и эффективность коррекционного

воздействия. Решаются вопросы дальнейшего обучения, выбора эффективного

маршрута обучения, коррекции нарушений чтения и письма и т.п.

Экспертная работа психолога

заключается в углубленной оценке состояния психологического статуса школьника,

состоянии параметров его развития, участии и взаимодействии со специалистами

смежных служб (врач-психиатр, отдел по делам обороны, работники ювенальной

юстиции, следственных органов).

С обучающимися, оказавшимися в

трудной жизненной ситуации, опекаемыми, детьми с ОВЗ (без учета обучающихся

«группы риска») осуществляется психологическое сопровождение, которое

заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей

обучающихся, индивидуальных коррекционных занятиях, направленных на

стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, снижение уровня тревожности,

повышение социального интеллекта и формирование навыков саморегуляции.

Индивидуальные занятия проводятся согласно школьному расписанию. Из обучающихся

находящихся в трудной жизненной ситуации обратились за психологической помощью

8 человек, из них:

- родители - 3;

- обучающиеся – 5;

Причинами обращения стали: высокий

уровень тревожности, неустойчивое психическое состояние ребенка. Также

проведены индивидуальные консультации с родителями, даны рекомендации. В 5

случаях наблюдается положительная динамика, 2 человека нуждаются в постоянном

контроле и лечении врача. Проблемой в данном направлении, является тот факт,

что участники образовательного процесса несвоевременно обращаются за

психологической помощью ребенку или не обращаются совсем (чаще зная о наличии

проблемы).

Из анализа психопрофилактической и

экспертной деятельности педагога-психолога, можно сделать вывод, что годовой

план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом

можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания

обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного

процесса.

 

Анализируя всю

проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность

велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям.

 

Проведенная работа

позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить

основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста

в дальнейшем.

 

Опираясь на полученные в ходе

анализа данные, в следующем учебном году в работу по данным направлениям

необходимо внести следующие изменения:

·        

мероприятия, направленные на

усиление работы с семьей, родителями детей "группы риска", имеющие целью

их психологическое просвещение (встречи, круглые столы, индивидуальные

консультации)

·        

мероприятия, направленные на

координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса –

специалистов и педагогов (проведение совместных занятий, разработка

индивидуальных рекомендаций, Консилиумы)

·        

увеличить количество коррекционных

занятий, особенно направленных на коррекцию школьных страхов и эмоциональной

неустойчивости

·        

разработать практические

рекомендации для родителей и педагогов начальной школы по работе с детьми

"группы риска" … и т.д.

 В следующем учебном году необходимо уделить

внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными

детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за

прошедший год

 

Педагог-психолог   Петрова А.В.

30.05.2017

Просмотров: 469


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст