Аналитический отчет
о работе педагога-психолога Петровой Алины Викторовны
ГУ «Средняя школа № 1 им. Н. Островского»
2016-2017
учебный год
Петрова А.В., педагог-психолог, образование
высшее, категория высшая, стаж работы 23 года
Цель работы: психологическое сопровождение участников
образовательного процесса, обеспечение психологических условий, необходимых для
полноценного психического развития учащихся и формирования их личности, для
создания психологического комфорта всех участников образовательного процесса
Поставленные задачи:
Для решения профессиональных задач и
достижения основных целей психологической деятельности в этом учебном году
работа велась по основным направлениям: консультативное, диагностическое,
коррекционно-развивающее, просветительское, экспертное и методическое, в соответствии с
перспективным планом работы.
Статистический отчет
В ГУ «Средняя
школа № 1 им. Н. Островского» количество
1 классов – 1, 2 классов – 2, 3 классов – 2 (1 – специальный, программа ЗПР), 4
классов – 1;
5 классов – 2, 6
классов – 1, количество 8 классов – 1, количество 9 классов – 1, количество 10
классов – 1, 11 классов - 1.
Общее количество
учащихся в 1-11 классах – 324, из них в 1-4 классах – 132 чел., в 5- 9 классах
-160 чел., в 10-11 классах - 32 человека, есть класс предшкольной подготовки.
Количество
проведенных мероприятий за прошедший учебный год:
Учащиеся 1-11 классов (кол-во мероприятий) |
Педагоги (кол-во мероприятий) |
Родители (кол-во мероприятий) | |||||
Консультации |
105 |
15 |
63 | ||||
Просвещение |
51 |
11 |
14 | ||||
Коррекционно-развивающая работа |
Индивид. |
Групповое |
Индивид. |
Групповое |
Индивид. |
Групповое | |
84 |
36 |
7 |
3 |
17 |
4 | ||
Диагностика |
Индивид. |
Групповое |
Индивид. |
Групповое |
Индивид. |
Групповое | |
56 |
24 |
5 |
4 |
21 |
9 | ||
Экспертная работа |
ПМПК |
ЦГБ, ГОВД, ГВК |
МО, ПМПк, педсоветы |
Семинары, открытые меропр. |
Инд по запросу, направл. |
Собрания, тем. конс. по запросу | |
28 |
31 |
8 |
3 |
29 |
12/9 | ||
Консультативное
направление
За прошедший
период было проведено 105 консультаций (первичных и повторных) для учащихся, а
также 15 – для педагогов школы, и 63 консультации для родителей учащихся.
Процесс
консультирования обычно проходит в два этапа:
а) первичное
консультирование – во время которого собираются основные данные и уточняется
запрос;
б) повторное
консультирование – для получения более объективной информации с помощью
диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме
того, родителям давались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком
и способам преодоления трудностей.
Повторные
консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили
системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с
ребенком и уточнялись рекомендации.
В связи с тем, что
основной контингент консультируемых – это дети младшего школьного и подросткового
возраста, большинство запросов связаны с проблемами развития, профессионального
самоопределения и межличностного общения. В целом все запросы можно разделить
на:
В процессе
консультирования решались следующие задачи:
Выводы. В целом
можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была
достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи
консультативной деятельности. Однако часть консультаций носили разовый
характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью
клиентов на дальнейшую работу, следует учитывать важность проведенной
консультативной работой, во время которой необходимо донести до клиентов
важность дальнейшей работы. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать
и определять причины сложившейся ситуации, также уделять больше внимания
мотивированию клиентов на более глубокую работу.
Также стоит
обратить внимание на низкое количество обращений за консультациями со стороны учителей.
В будущем году необходимо по возможности усилить совместное взаимодействие психолог-педагог
с родителями учащихся.
Диагностическое
направление.
В течение года
диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с
целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного
развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей
деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций. В рамках
проведения групповой диагностики проводилось следующее тестирование:
В процессе
консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика,
в основном с использованием проективных методов, диагностических интервью,
беседы и наблюдения.
Для проведения
психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик,
которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать
трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать
дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по
преодолению трудностей.
Выводы. Оценивая
проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в
распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют
достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у
клиентов. Рекомендовано шире использовать компьютерные батареи диагностических
методик, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических
методов для более эффективной диагностики.
Коррекционно-развивающее
направление
За прошедший
период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 и 5-11 классов,
направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной
адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и
коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 36 групповых коррекционно-развивающих
занятий. Основной контингент – учащиеся 3-4 классов. В 9, 11 классах
коррекционно-развивающая работа велась преимущественно в индивидуальном режиме,
кроме групповых тематических занятий по психологической подготовке к экзаменам,
ВОУД и ЕНТ. Также индивидуальная работа проводилась с учащимися 6 и 8 классов.
Проведено 84 индивидуальных занятия.
Основная тематика
коррекционно-развивающих занятий:
Коррекционно-развивающую
работу можно считать успешной, как по отзывам самих участников, так и по
динамике. Следует обратить внимание на усиление групповой работы с учащимися 9-10
классов. Низкая посещаемость занятий учащимися, возможно, связана со следующими
проблемами: недостаточная мотивированность учащихся, высокая «загруженность»
учащихся в связи с подготовкой к экзаменам
Выводы.
Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать
достаточно успешной. Однако, она выявила
некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности,
определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования
развивающего направления деятельности.
В будущем году
необходимо сделать акцент на мотивирование учащихся к участию в групповой
работе, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы
коррекционно-развивающей работы.
Психологическое
просвещение.
Данное направление
деятельности реализовывалось в следующих формах.
1) Проведение
тематических классных часов для учащихся 5-10 классов.
Цель данных
мероприятий - познакомить учащихся с актуальными для их возраста проблемами в
интерактивной форме, дать возможность учащимся путем рефлексивного анализа
расширить представления о себе и сформировать активную позицию в отношении
возможности преодоления имеющихся трудностей.
Основные темы
классных часов:
В связи с тем, что
были получены положительные отзывы (от учащихся и классных руководителей) о
проведенных занятиях, а после занятий учащиеся проявляли заинтересованность в
индивидуальных консультациях и участии в развивающих занятиях, данное
направление деятельности можно считать очень эффективным.
2) Выступления на
родительских собраниях.
Всего было
проведено 12 выступлений для родителей учащихся 1-11 классов (общешкольные и
общегородское (3) и классные родительские собрания (9).
Темы проведенных
выступлений: «Готовность малышей и их родителей к обучению в школе», «Психологические
особенности возрастных периодов», «Мир мальчиков и девочек», «Трудные дети?», «Психологическая
безопасность детей», «Самоопределение подростков и особенности выбора профессии»
и «Уберечь от беды: «группы смерти» в социальных сетях».
В целом все
выступления прошли успешно, были получены положительные отзывы от классных
руководителей, родителей. Также стоит обратить внимание, что после родительских
собраний родители обращались за консультационной помощью.
3)
Просветительские беседы в процессе индивидуальных консультаций для педагогов и
родителей по вопросам особенностей развития детей и взаимодействия с ними.
Задачами данного
вида просветительской деятельности является:
1) повышение
психологической грамотности;
2) осознание педагогами и родителями своей
роли в формировании и преодолении трудностей ребенка;
3) побуждение
взрослых к личностному росту и изменению форм взаимодействия с ребенком; 4)
мотивирование взрослых на более глубокую работу по преодолению трудностей.
В целом реализацию
данного вида деятельности можно оценить как эффективную, т.к. педагоги и
родители смогли получить необходимую информацию и рекомендации по дальнейшей
работе над проблемами.
4) Выступления на педагогическом
совете, городском интерактивном семинаре-коучинге «Особенности инклюзивного
образования: проблемы и решения», на методическом объединении учителей
начальных классов и классных руководителей.
Темы выступлений «Трудные»
дети: методы и формы помощи», «Обучение детей с ОВЗ – психологические аспекты».
Задача данного вида просветительской деятельности – повышение психологической
грамотности пед.коллектива, ознакомление с рекомендациями по работе с детьми,
имеющими разные типы нарушений
5) Групповые и
индивидуальные консультации с участием тьюторов учебных заведений, экскурсий
для учащихся 9-11 классов по вопросам профессионального самоопределения и
подбору учебных заведений.
Выводы. Реализацию
деятельности по психологическому просвещению можно считать качественной и
успешной. Однако в дальнейшем следует обратить внимание на следующие моменты:
полнота знаний специалиста, методическая и информационная оснащенность, а также
совершенствование способов подачи информации.
Методическая
работа.
Методическая
работа осуществлялась по следующим направлениям:
Результатами
методической работы за этот год стали:
а)
подбор, анализ и систематизация материалов для написания программ;
б) составление программ для групповой и
индивидуальной коррекционно-развивающей работы;
в)
разработка классных часов для учащихся;
г)
разработка и написание программ выступлений на родительских собраниях;
д)
создание базы диагностических методик.
Выводы.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно
продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности
доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей
участников образовательного процесса.
Кроме того,
необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с
педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
Экспертная
работа
Неотъемлемой частью сопровождения
ребенка в школе является школьный ПМПк. За истекший период 2016-2017 учебного
года было проведено 5 заседаний, направленных на оказание помощи педагогам и
родителям при работе с детьми, имеющими трудности в обучении, а также при
работе с обучающимися, находящимися на новой ступени обучения (1,5 классы).
Рассматриваются вопросы о необходимости консультирования и медицинского
сопровождения детей с особыми потребностями развития у специалистов смежного
профиля.
На школьном ПМПк рассматриваются
персональные дела обучающихся, состояние их здоровья, уровни адаптации, вопросы
выполнения рекомендаций городского ПМПК, осуществляется сопровождение детей с
ограниченными возможностями здоровья (дети инвалиды, обучающиеся с умственной
отсталостью и ЗПР), динамика в развитии учащихся и эффективность коррекционного
воздействия. Решаются вопросы дальнейшего обучения, выбора эффективного
маршрута обучения, коррекции нарушений чтения и письма и т.п.
Экспертная работа психолога
заключается в углубленной оценке состояния психологического статуса школьника,
состоянии параметров его развития, участии и взаимодействии со специалистами
смежных служб (врач-психиатр, отдел по делам обороны, работники ювенальной
юстиции, следственных органов).
С обучающимися, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации, опекаемыми, детьми с ОВЗ (без учета обучающихся
«группы риска») осуществляется психологическое сопровождение, которое
заключается в организации и проведении диагностики личностных особенностей
обучающихся, индивидуальных коррекционных занятиях, направленных на
стабилизацию эмоционального состояния обучающихся, снижение уровня тревожности,
повышение социального интеллекта и формирование навыков саморегуляции.
Индивидуальные занятия проводятся согласно школьному расписанию. Из обучающихся
находящихся в трудной жизненной ситуации обратились за психологической помощью
8 человек, из них:
- родители - 3;
- обучающиеся – 5;
Причинами обращения стали: высокий
уровень тревожности, неустойчивое психическое состояние ребенка. Также
проведены индивидуальные консультации с родителями, даны рекомендации. В 5
случаях наблюдается положительная динамика, 2 человека нуждаются в постоянном
контроле и лечении врача. Проблемой в данном направлении, является тот факт,
что участники образовательного процесса несвоевременно обращаются за
психологической помощью ребенку или не обращаются совсем (чаще зная о наличии
проблемы).
Из анализа психопрофилактической и
экспертной деятельности педагога-психолога, можно сделать вывод, что годовой
план психолого-педагогической деятельности выполнен полностью, положительным моментом
можно отметить наличие положительной динамики в развитии самопознания
обучающихся и повышении психологических знаний участников образовательного
процесса.
Анализируя всю
проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что вся деятельность
велась в соответствии с перспективным планом работы и по всем направлениям.
Проведенная работа
позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить
основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста
в дальнейшем.
Опираясь на полученные в ходе
анализа данные, в следующем учебном году в работу по данным направлениям
необходимо внести следующие изменения:
·
мероприятия, направленные на
усиление работы с семьей, родителями детей "группы риска", имеющие целью
их психологическое просвещение (встречи, круглые столы, индивидуальные
консультации)
·
мероприятия, направленные на
координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса –
специалистов и педагогов (проведение совместных занятий, разработка
индивидуальных рекомендаций, Консилиумы)
·
увеличить количество коррекционных
занятий, особенно направленных на коррекцию школьных страхов и эмоциональной
неустойчивости
·
разработать практические
рекомендации для родителей и педагогов начальной школы по работе с детьми
"группы риска" … и т.д.
В следующем учебном году необходимо уделить
внимание усилению работы с педагогическими кадрами, а также работе с одаренными
детьми. Продолжать деятельность в будущем году с учетом анализа деятельности за
прошедший год
Педагог-психолог Петрова А.В.
30.05.2017